МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПОЯСНЕНИЯ

Организации, выполняющие научные исследования и разработки классифицируются по следующим секторам деятельности: государственный, предпринимательский, высшего профессионального образования, некоммерческих организаций.

В состав государственного сектора входят: организации министерств и ведомств, обеспечивающие управление государством и удовлетворение потребностей общества в целом; некоммерческие организации, полностью или в основном финансируемые и  контролируемые правительством.

Предпринимательский сектор включает: все организации, чья основная деятельность связана с производством продукции или услуг в целях продажи, в том числе находящиеся в собственности государства; частные некоммерческие организации, обслуживающие вышеназванные организации.

В сектор высшего профессионального образования входят: университеты и другие образовательные учреждения высшего профессионального образования, независимо от источников финансирования и правового статуса, а также находящиеся под их контролем либо ассоциированные с ними научно-исследовательские институты, экспериментальные станции, клиники.

Сектор некоммерческих организаций состоит из частных организаций, не ставящих своей целью получение прибыли (профессиональные общества, общественные организации, учреждения, автономные некоммерческие организации, фонды и т.д.), и частных индивидуальных организаций.

Персонал, занятый исследованиями и разработками – совокупность лиц, чья творческая деятельность, осуществляемая на систематической основе, направлена на увеличение суммы научных знаний и поиск новых областей применения этих знаний, а также занятых оказанием прямых услуг, связанных с выполнением исследований и разработок. В статистике персонал, занятый исследованиями и разработками, учитывается как списочный состав работников организаций (соответствующих подразделений высших учебных заведений, промышленных организаций и др.), выполняющих исследования и разработки,  по состоянию на конец года.

В составе персонала, занятого исследованиями и разработками, выделяются четыре категории: исследователи, техники, вспомогательный и прочий персонал.

Исследователи – работники, профессионально занимающиеся исследованиями и разработками и непосредственно осуществляющие создание новых знаний, продуктов, методов и систем, а также управление указанными видами деятельности.  Исследователи обычно имеют законченное высшее профессиональное образование.

Техники – работники, участвующие в  исследованиях и разработках и выполняющие технические функции, как правило, под руководством исследователей.

Вспомогательный персонал работники, выполняющие вспомогательные функции, связанные с проведением исследований и разработок: работники планово-экономических, финансовых подразделений, патентных служб, подразделений научно-технической информации, научно-технических библиотек; рабочие, осуществляющие монтаж, наладку, обслуживание и ремонт научного оборудования и приборов; рабочие опытных (экспериментальных) производств; лаборанты, не имеющие высшего и среднего профессионального образования.

Прочий персонал – работники по хозяйственному обслуживанию, а также выполняющие функции общего характера, связанные с деятельностью организации в целом (работники бухгалтерии, кадровой службы, канцелярии, подразделений материально-технического обеспечения и т.п.).

Аспирантура – основная форма подготовки научно-педагогических и научных кадров в системе послевузовского профессионального образования. Подготовка аспирантов осуществляется по отраслям науки и научным специальностям в соответствии с действующей Номенклатурой специальностей научных работников. В аспирантуру принимаются лица, имеющие высшее профессиональное образование. Обучение осуществляется в аспирантуре по очной и заочной формам.

Докторантура является одной из форм подготовки научно-педагогических и научных кадров высшей квалификации. В докторантуру принимаются лица, имеющие ученую степень кандидата наук.

Численность аспирантов и докторантов приводится на конец года.

Внутренние текущие затраты на исследования и разработки группируются по видам работ (фундаментальные исследования, прикладные исследования, разработки).

Фундаментальные исследования - экспериментальные или теоретические исследования, направленные на получение новых знаний  без какой-либо  конкретной  цели, связанной с использованием этих знаний. Их результат - гипотезы, теории, методы и т.п.  Фундаментальные  исследования  могут  завершаться  рекомендациями о проведении прикладных исследований для выявления  возможностей  практического использования полученных научных результатов,  научными публикациями и т.п.

Прикладные исследования - оригинальные работы,   направленные на получение новых знаний с целью решения конкретных практических задач. Прикладные исследования определяют возможные пути использования результатов  фундаментальных  исследований,  новые методы решения ранее сформулированных проблем.

Разработки - систематические работы,  которые основаны на существующих знаниях,  полученных в результате  исследований и (или) практического опыта,  и направлены на создание новых  материалов,  продуктов,  процессов,  устройств,  услуг,  систем или методов. Эти работы могут также предполагать значительное усовершенствование уже имеющихся объектов.

Текущие затраты охватывают: оплату труда, отчисления на единый социальный налог, затраты на приобретение оборудования за счет себестоимости работ, другие материальные затраты (стоимость приобретаемых со стороны сырья, материалов, комплектующих изделий, полуфабрикатов, топлива, энергии, работ и услуг производственного характера и др.), прочие текущие затраты.

Капитальные затраты включают: приобретение земельных участков, строительство или покупку зданий, приобретение оборудования, включаемого в состав основных фондов, и пр.

Инновационная деятельность - вид деятельности, связанный с трансформацией идей (результатов научных исследований и разработок, иных научно-технических достижений) в новые или усовершенствованные продукты или услуги, внедренные на рынке, в новые или усовершенствованные технологические процессы или способы производства (передачи) услуг, использованные в практической деятельности. Инновационная деятельность предполагает целый комплекс научных, технологических, организационных, финансовых и коммерческих мероприятий, которые в совокупности приводят к инновациям.

Инновационные товары, работы, услуги включают товары, работы, услуги, подвергавшиеся в течение последних трех лет разного рода технологическим изменениям.

Технологические инновации – конечный результат инновационной деятельности, получивший воплощение в виде нового либо усовершенствованного продукта или услуги, внедренных на рынке, нового либо усовершенствованного процесса или способа производства (передачи) услуг, используемых в практической деятельности.

Инновационно - активные организации – организации, осуществляющие разработку и внедрение новых или усовершенствованных продуктов, технологических процессов и иные виды инновационной деятельности.

Объем инновационной продукции включает продукцию, произведенную в отчетном году на основе разного рода технологических инноваций.