МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПОЯСНЕНИЯ
Организации, выполняющие научные исследования и разработки классифицируются по следующим секторам деятельности: государственный, предпринимательский, высшего профессионального образования, некоммерческих организаций.
В состав государственного сектора входят:
организации министерств и ведомств, обеспечивающие управление государством и
удовлетворение потребностей общества в целом; некоммерческие организации,
полностью или в основном финансируемые и
контролируемые правительством.
Предпринимательский
сектор включает: все
организации, чья основная деятельность связана с производством продукции или
услуг в целях продажи, в том числе находящиеся в собственности государства;
частные некоммерческие организации, обслуживающие вышеназванные организации.
В сектор высшего профессионального образования входят: университеты и
другие образовательные учреждения высшего профессионального образования,
независимо от источников финансирования и правового статуса, а также находящиеся
под их контролем либо ассоциированные с ними научно-исследовательские
институты, экспериментальные станции, клиники.
Сектор
некоммерческих организаций
состоит из частных организаций, не ставящих своей целью получение прибыли
(профессиональные общества, общественные организации, учреждения, автономные
некоммерческие организации, фонды и т.д.), и частных индивидуальных
организаций.
Персонал,
занятый исследованиями и разработками
– совокупность лиц, чья творческая деятельность, осуществляемая на
систематической основе, направлена на увеличение суммы научных знаний и поиск
новых областей применения этих знаний, а также занятых оказанием прямых услуг,
связанных с выполнением исследований и разработок. В статистике персонал,
занятый исследованиями и разработками, учитывается как списочный состав
работников организаций (соответствующих подразделений высших учебных заведений,
промышленных организаций и др.), выполняющих исследования и разработки, по состоянию на конец года.
В составе персонала,
занятого исследованиями и разработками, выделяются четыре категории:
исследователи, техники, вспомогательный и прочий персонал.
Исследователи – работники, профессионально
занимающиеся исследованиями и разработками и непосредственно осуществляющие
создание новых знаний, продуктов, методов и систем, а также управление
указанными видами деятельности.
Исследователи обычно имеют законченное высшее профессиональное образование.
Техники – работники, участвующие в исследованиях и разработках и выполняющие
технические функции, как правило, под руководством исследователей.
Вспомогательный персонал – работники, выполняющие вспомогательные
функции, связанные с проведением исследований и разработок: работники
планово-экономических, финансовых подразделений, патентных служб, подразделений
научно-технической информации, научно-технических библиотек; рабочие,
осуществляющие монтаж, наладку, обслуживание и ремонт научного оборудования и
приборов; рабочие опытных (экспериментальных) производств; лаборанты, не
имеющие высшего и среднего профессионального образования.
Прочий
персонал – работники
по хозяйственному обслуживанию, а также выполняющие функции общего характера,
связанные с деятельностью организации в целом (работники бухгалтерии, кадровой
службы, канцелярии, подразделений материально-технического обеспечения и т.п.).
Аспирантура
– основная форма
подготовки научно-педагогических и научных кадров в системе послевузовского
профессионального образования. Подготовка аспирантов осуществляется по отраслям
науки и научным специальностям в соответствии с действующей Номенклатурой
специальностей научных работников. В аспирантуру принимаются лица, имеющие
высшее профессиональное образование. Обучение осуществляется в аспирантуре по
очной и заочной формам.
Докторантура является одной из форм подготовки
научно-педагогических и научных кадров высшей квалификации. В докторантуру
принимаются лица, имеющие ученую степень кандидата наук.
Численность аспирантов
и докторантов приводится на конец года.
Внутренние
текущие затраты на исследования и разработки группируются по видам работ (фундаментальные
исследования, прикладные исследования, разработки).
Фундаментальные
исследования -
экспериментальные или теоретические исследования, направленные на получение
новых знаний без какой-либо конкретной
цели, связанной с использованием этих знаний. Их результат - гипотезы,
теории, методы и т.п.
Фундаментальные исследования могут
завершаться рекомендациями о
проведении прикладных исследований для выявления возможностей
практического использования полученных научных результатов, научными публикациями и т.п.
Прикладные
исследования -
оригинальные работы, направленные на получение
новых знаний с целью решения конкретных практических задач. Прикладные
исследования определяют возможные пути использования результатов фундаментальных исследований,
новые методы решения ранее сформулированных проблем.
Разработки - систематические работы, которые основаны на существующих
знаниях, полученных в результате исследований и (или) практического опыта, и направлены на создание новых материалов,
продуктов, процессов, устройств,
услуг, систем или методов. Эти
работы могут также предполагать значительное усовершенствование уже имеющихся
объектов.
Текущие
затраты охватывают:
оплату труда, отчисления на единый социальный налог, затраты на приобретение
оборудования за счет себестоимости работ, другие материальные затраты
(стоимость приобретаемых со стороны сырья, материалов, комплектующих изделий,
полуфабрикатов, топлива, энергии, работ и услуг производственного характера и
др.), прочие текущие затраты.
Капитальные затраты включают: приобретение земельных
участков, строительство или покупку зданий, приобретение оборудования,
включаемого в состав основных фондов, и пр.
Инновационная
деятельность - вид
деятельности, связанный с трансформацией идей (результатов научных исследований
и разработок, иных научно-технических достижений) в новые или
усовершенствованные продукты или услуги, внедренные на рынке, в новые или
усовершенствованные технологические процессы или способы производства (передачи)
услуг, использованные в практической деятельности. Инновационная деятельность
предполагает целый комплекс научных, технологических, организационных,
финансовых и коммерческих мероприятий, которые в совокупности приводят к
инновациям.
Инновационные
товары, работы, услуги
включают товары, работы, услуги, подвергавшиеся в течение последних трех лет
разного рода технологическим изменениям.
Технологические
инновации – конечный
результат инновационной деятельности, получивший воплощение в виде нового либо
усовершенствованного продукта или услуги, внедренных на рынке, нового либо
усовершенствованного процесса или способа производства (передачи) услуг,
используемых в практической деятельности.
Инновационно
- активные организации – организации,
осуществляющие разработку и внедрение новых или усовершенствованных продуктов,
технологических процессов и иные виды инновационной деятельности.
Объем
инновационной продукции
включает продукцию, произведенную в отчетном году на основе разного рода
технологических инноваций.